Куклы-марионетки

У нас в республике до сих пор, к сожалению, деревянная скульптура, именно как изобразительное искусство народа (и вышивка, и вязанье, и резьба), не привлекала должного внимания, хотя совершенно очевидно, что памятники эти значительно расширяют наше представление о народном искусстве, помогают использовать его лучшие достижения для развития, скажем, народных промыслов. А главное, дают представление о пластическом даре народа, подарившего миру Эрьзю. Обнаруженные памятники имеют значительный возраст. Так, например, крупнейший специалист по деревянной скульптуре академик Н. Н. Померанцев, ознаком..У нас в республике до сих пор, к сожалению, деревянная скульптура, именно как изобразительное искусство народа (и вышивка, и вязанье, и резьба), не привлекала должного внимания, хотя совершенно очевидно, что памятники эти значительно расширяют наше представление о народном искусстве, помогают использовать его лучшие достижения для развития, скажем, народных промыслов. А главное, дают представление о пластическом даре народа, подарившего миру Эрьзю. Обнаруженные памятники имеют значительный возраст. Так, например, крупнейший специалист по деревянной скульптуре академик Н. Н. Померанцев, ознакомившись с нашей коллекцией, датирует некоторые произведения семнадцатым столетием. Это дает возможность проследить становление стиля и жанра на протяжении значительного отрезка времени. Несомненно в этой цепи и уникальные куклы-марионетки, созданные в самом начале нашего столетия и представляющие собой одно из примечательных явлений наивного искусства. Все эти произведения вместе с произведениями современных самодеятельных резчиков составят со временем одну из самых примечательных страниц экспозиции нашего музея. Как уже упоминалось, в настоящей книге мы предприняли попытку осмыслить памятники деревянной скульптуры, прежде всего, как явление эстетического порядка, тесно связанное с основами пластического мышления народа. Находка марионеток и кукол А. Морозовой позволяет говорить о более широкой системе деревянной пластики и не только ее. В свое время нами в книге о Л. П. Кирюкове было высказано положение о существовании некогда у мордовского народа обширной и своеобразной эстетической системы. Лучшее из нее народ бережно хранит. И это явление тоже очень и очень важно, и как факт и как принцип. Так, в интереснейшей статье Л. Гумилева Искусство и этнос об этом сказано весьма поэтично и верно: Неумолимый Хронос пожирает все материальное.