Пропорции

Пластическое решение предстоящих наиболее архаично. Цельный кусок дерева — блок ствола — определил основное построение образов, соотношение объемов. Формы весьма обобщены, резец следовал правилу и уж потом чувству, намечая самое главное и лишь намекая на остальное. Характерно, что сохранена основная для скульптуры особенность: просматривается архитектоника тела. Но вот руки выполнены чуть ли не в технике корабельной резьбы (с подрезкой по контуру). Как было отмечено, все это создает ощущение примитива или архаики. Но стоит вспомнить Бурделя: Архаизм вовсе не означает невежества и примитивности..Пластическое решение предстоящих наиболее архаично. Цельный кусок дерева — блок ствола — определил основное построение образов, соотношение объемов. Формы весьма обобщены, резец следовал правилу и уж потом чувству, намечая самое главное и лишь намекая на остальное. Характерно, что сохранена основная для скульптуры особенность: просматривается архитектоника тела. Но вот руки выполнены чуть ли не в технике корабельной резьбы (с подрезкой по контуру). Как было отмечено, все это создает ощущение примитива или архаики. Но стоит вспомнить Бурделя: Архаизм вовсе не означает невежества и примитивности; он проникновенно и гармонично слит со всем миром; это самое человечное и одновременно самое вечное искусство. В самом деле, строгие вертикали и столь же строгая тектоника этих примитивных скульптур позволяют приобщиться высокому чувству: вертикали торжественны и певучи. Нет и намека на сухость или поверхностность. Пропорции ясны и чисты, объемы полны внутреннего сдержанного напряжения. Колоннообразные ноги, одежда, плавно ощущение устойчивости. Непропорционально большие головы, весьма условное обозначение одежды, и особенно симметричный жест обеих рук, — всё это создает сдержанную, полную глубокого смысла выразительность. Заметим по этому поводу, что в деревянной народной скульптуре поза, жест, поворот головы, как правило, чуть заметный, вообще все движение фигуры, обычно тоже очень сдержанное, — все имеет свой, вполне определенный смысл, выходящий далеко за рамки каких бы то ни было реалий, хотя и опирается на эти реалии. Если применить в данном случае методику знаковых систем, разработанную в семиотике, и принять фигуру как сумму знаков, то жест — довольно значительная и понятная фраза. В данном случае одна рука каждой из фигур (у одной левая, у другой правая) лежит под грудью, другая на животе.