Но там, где славяне соприкасались с финно-уграми и балтами, мифология сохранилась, хотя и низшая (так называемые коньки). Ученый делает такой вывод: Финно-угорские произведения могли только воскресить у славян давно пройденный этап мифологического творчества, вернее, оживить уже затухающую или оборванную христианизацией линию творчества. Какими же действительно могучими и живыми силами обладала финно-угорская мифология, если она была способна оживить славянскую?! И еще: зооморфные обереги финно-угорского происхождения более мифологичны, нежели славянские О силе финно-угорской, точнее в нашем с..Но там, где славяне соприкасались с финно-уграми и балтами, мифология сохранилась, хотя и низшая (так называемые коньки). Ученый делает такой вывод: Финно-угорские произведения могли только воскресить у славян давно пройденный этап мифологического творчества, вернее, оживить уже затухающую или оборванную христианизацией линию творчества. Какими же действительно могучими и живыми силами обладала финно-угорская мифология, если она была способна оживить славянскую?! И еще: зооморфные обереги финно-угорского происхождения более мифологичны, нежели славянские О силе финно-угорской, точнее в нашем случае мордовской мифологии, говорит и появление у нас деревянной культовой скульптуры. Это появление — свидетельство того, что церковь, приспосабливаясь к местным условиям, шла на разрешение идолов. Конечно, до известной поры, конечно, под строжайшим контролем. Но тем-то и велик народный гений, что он сумел использовать одну из доминантных функций деревянной скульптуры для выражения своих представлений о мире, жизни, доле человека. Культовая оболочка — христианская в данном случае — не помешала этому иногда, может быть, интуитивному творчеству. Единственному, где народ мог сказать свое слово о вещах общезначимых. Но это была лишь одна сторона народного мировосприятия. Где же скрывалась другая сторона, которую М. М. Бахтин назвал смеховым аспектом мира? Об этом стоит подумать. Рассматривая памятники деревянной культовой скульптуры, мы довольно неожиданно поймали себя на мысли, что образ Марии уже где-то нам встречался. То же округлое лицо, миндалевидные глаза, одним приемом вырезанная линия брови нос брови. Так это же русалка на одном из домов Заволжья. Видный исследователь нижегородской резьбы М. П. Званцев (мы упоминали его книгу Нижегородская резьба) указывает, что сходство Марии и русалки или фараонки — это, собственно, не сходство.