Связь с мифологией

Конечно, пляшущие дед и баба, во-первых, затем петух и китаец с прячущейся в туловище головой (перевертыш) и, наконец, выезд клоуна на свинье и стычка их с кем-то из кукол (позднее подражание В. Дурову, о котором знали Махотины, что называется, из первых рук). Еще более свободно держал себя Петрушка. Он был живым олицетворением народного отношения к официальным порядкам и лицам вроде попа и полицейского. Пожалуй, именно в образе Петрушки и сохранился в наибольшей степени мифологиям народного сознания, смеховой аспект восприятия мира. И, что особенно примечательно, именно сказочность, метафора,..Конечно, пляшущие дед и баба, во-первых, затем петух и китаец с прячущейся в туловище головой (перевертыш) и, наконец, выезд клоуна на свинье и стычка их с кем-то из кукол (позднее подражание В. Дурову, о котором знали Махотины, что называется, из первых рук). Еще более свободно держал себя Петрушка. Он был живым олицетворением народного отношения к официальным порядкам и лицам вроде попа и полицейского. Пожалуй, именно в образе Петрушки и сохранился в наибольшей степени мифологиям народного сознания, смеховой аспект восприятия мира. И, что особенно примечательно, именно сказочность, метафора, отнюдь не стремление подражать артисту-человеку составляют сейчас специфику кукольного театра, выстраданную его практикой и теорией. Таким образом, деревянная скульптура, ее специфика, ее эстетика — это символика, это следы мифологии и сказочности, это типичная семиотическая структура, где знак и образ так тесно слились, что можно говорить о ее специфике, где образы мыслятся овеществленными в буквальном смысле слова. Становясь профессиональным искусством (в том числе и в народных промыслах), деревянная скульптура лишь в глубине своей сохранила связь с мифологией именно по типу отражения действительности (содержательная образность). Именно здесь намечается точка соприкосновения с народным промыслом, в котором проявляется как коллективное творчество, так и индивидуальный экспромт, где профессиональный художник не должен давать свое произведение для механического копирования, если он не хочет убить саму основу народного промысла. Итак, деревянная скульптура может быть понята как часть народного искусства со своим специфическим и очень непростым языком, складывавшимся на протяжении столетий и вобравшим в себя опыт многих безвестных мастеров из народа. К истории мы и обратимся. Интерес к деревянной народной скульптуре Поволжья носит многосторонний характер.