Среди них и фотография с автографом Анатолия Дурова, брата знаменитого русского клоуна, артиста цирка. Где-то рядом ездил со своим пяташным цирком (вход за пятак) другой уроженец Саранска Иван Васильевич Приказчиков (1852- 1932). В те годы — дальние, глухие,- когда ни о каком профсоюзе для комедиантов и речи не могли вести, состарившемуся артисту цирка не на кого было рассчитывать. И он вынужден был продолжать работать, но переходил к менее требовательному к силе и ловкости искусству. В том числе и к искусству театра кукол. Так все и произошло с И. В. Приказчиковым и старшей дочерью Мартынова ..Среди них и фотография с автографом Анатолия Дурова, брата знаменитого русского клоуна, артиста цирка. Где-то рядом ездил со своим пяташным цирком (вход за пятак) другой уроженец Саранска Иван Васильевич Приказчиков (1852- 1932). В те годы — дальние, глухие,- когда ни о каком профсоюзе для комедиантов и речи не могли вести, состарившемуся артисту цирка не на кого было рассчитывать. И он вынужден был продолжать работать, но переходил к менее требовательному к силе и ловкости искусству. В том числе и к искусству театра кукол. Так все и произошло с И. В. Приказчиковым и старшей дочерью Мартынова — Марией Николаевной Махотиной (1879-1952). Когда же совершилась Великая Октябрьская революция, и Махотина, и Приказчиков решили снова вернуться к родному искусству, но уже в качестве учителей, наставников. В конце 20-х годов и принялся И. В. Приказчиков по просьбе Марии Николаевны резать кукол для театра. Он сделал целую труппу марионеток. Костюмы для них шила и одевала артистов М. Н. Махотина. Так, с середины 20-х годов и несли свою службу эти куклы, хотя и не были так знамениты, как их итальянский коллега Буратино. В середине 30-х годов М. Н. Махотина, к тому времени уже бабушка, приехала со своими детьми в Саранск, на родину родителей. И здесь вместе с дочерью Л. Ф. Махотиной в 1935 году создала кукольный театр, здравствующий и поныне. Передав, таким образом, в надежные руки государства традиции народного театра. Первыми его артистами и были найденные ныне марионетки и Петрушка. Такова вкратце история создания и появления в Саранске уникальных кукол-марионеток. Но они связаны с Мордовией не только тем, что их сделали уроженцы этих мест. Что же представляют собой эти куклы, яркое свидетельство наивного искусства и первые артисты нашего кукольного театра?