Давно назрела проблема поиска и исследования и кукол в нашей республике, где они бытуют с давних времен, по вес еще не привлекают должного внимания. Собрание деревянной скульптуры, найденной в Мордовии, насчитывает пока всего лишь три десятка памятников. Но эти произведения безвестных мастеров ни в чем не уступают знаменитым Пермским богам. Не уступают пи содержательностью образов, ни пластической выразительностью. А в каких-то отношениях и существенно дополняют наши представления о деревянной пластике. В нашей коллекции представлены почти все из наиболее распространенных сюжетов, которых в ск..Давно назрела проблема поиска и исследования и кукол в нашей республике, где они бытуют с давних времен, по вес еще не привлекают должного внимания. Собрание деревянной скульптуры, найденной в Мордовии, насчитывает пока всего лишь три десятка памятников. Но эти произведения безвестных мастеров ни в чем не уступают знаменитым Пермским богам. Не уступают пи содержательностью образов, ни пластической выразительностью. А в каких-то отношениях и существенно дополняют наши представления о деревянной пластике. В нашей коллекции представлены почти все из наиболее распространенных сюжетов, которых в скульптуре всего-то семь-десять. Некоторые сюжеты преобладают (излюбленные у мастеров или заказчиков), некоторые представлены одним произведением. На первом месте стоят различного размера и характера спасы — полуночные, мыслители, огрудные, вседержители и т. п. Затем чрезвычайно своеобразны распятия — главный символ этой религии. Значительно число женских образов от примитивных (более ранних) до произведений XIX века. Интересна постановка вопросов о прототипах из собрания нашего музея. Среди памятников отчетливо выявляются как обще канонические прототипы, восходящие к какой-то традиции, так и лики, созданные по мотивам местным. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие изображений Николы Можайского и полное — Параскевы Пятницы. Хотя эти изображения по свидетельству ученых должны быть в Поволжье, так как святые отцы специально высылали их в качестве защитников крепостей и городов, только что созданных на самой почти окраине государства Российского. Все памятники сделаны из местных пород дерева, главным образом из липы и сосны, хорошо подготовленных. На всех скульптурах сохранились следы росписи и левкаса.