Круговой обзор

Вот вам вероятность существования профессиональных скульпторов из мордвы. Среди памятников деревянной скульптуры Мордовии значительное место занимают женские образы, распределенные довольно ровно во времени. Возможно, что это обилие связано с тем, что мордовский пантеон заселен главным образом женскими божествами. Пришедшая сюда христианизация не могла не учитывать этого. Напомним также, что по мнению исследователей, например академика Б. Д. Грекова, именно угрофинны ввели в славянский пантеон единственное существовавшее там женское божество по имени Мокошь. В нашем собрании женские образы — э..Вот вам вероятность существования профессиональных скульпторов из мордвы. Среди памятников деревянной скульптуры Мордовии значительное место занимают женские образы, распределенные довольно ровно во времени. Возможно, что это обилие связано с тем, что мордовский пантеон заселен главным образом женскими божествами. Пришедшая сюда христианизация не могла не учитывать этого. Напомним также, что по мнению исследователей, например академика Б. Д. Грекова, именно угрофинны ввели в славянский пантеон единственное существовавшее там женское божество по имени Мокошь. В нашем собрании женские образы — это две фигуры XVII столетия, по определению академика Н. Н. Померанцева, совершенно идентично обработанные из Ичалковского района — богоматерь и Мария Магдалина; затем две фигуры богоматери XVIII века из Рузаевского района и из Ардатовского — XIX век, две фигуры предстоящих более позднего времени и одна из жен-мироносиц. Наибольший интерес представляют собой предстоящие XVII века. Это, как известно, обычно группа скульптур, составляющая часть иконостаса. Располагались они или на втором ярусе иконостаса, или внизу его. В нашем собрании это две фигуры, размером около метра, обнаруженные А. Р. Егоровой в поселке Труд Ичалковского района. Обращает на себя внимание совершенно идентичный почерк мастера, вырезавшего обе эти скульптуры. Они сделаны также из одного цельного куска дерева. Скульптуры не предназначались для кругового обзора, обработана лишь передняя часть блока дерева. Однако голова каждой из скульптур выполнена в технике круглой скульптуры, торс и руки — в технике высокого рельефа.