Вот что такое этот образ распятого. Как известно, маска — это широко распространенный в народной культуре образ, созданный для того, чтобы обмануть злых духов и направить их по ложному пути. Вот мужичок юркнул в эту маску, спрятался и усмехается: поди-ка, достань. Все это пластически очень тонко выразилось в голове распятого, которого никак не назовешь мертвым. Таинственно сохраненная жизнь притаилась где-то под едва сомкнутыми веками, в тонком изломе губ. Нет, это не намек па воскресенье. Это скорее уверенность в бессмертии народа. Мы не можем, естественно, с полной уверенностью утверждать, ч..Вот что такое этот образ распятого. Как известно, маска — это широко распространенный в народной культуре образ, созданный для того, чтобы обмануть злых духов и направить их по ложному пути. Вот мужичок юркнул в эту маску, спрятался и усмехается: поди-ка, достань. Все это пластически очень тонко выразилось в голове распятого, которого никак не назовешь мертвым. Таинственно сохраненная жизнь притаилась где-то под едва сомкнутыми веками, в тонком изломе губ. Нет, это не намек па воскресенье. Это скорее уверенность в бессмертии народа. Мы не можем, естественно, с полной уверенностью утверждать, что именно таков был замысел резчика. Вообще замысел, вопреки представлениям дилетантов, вскормленных на манной кашке школьной эстетики, не такой уж рацио. Он столько же и интуиция, и становление в процессе осуществления. Если, конечно, помнить, что современная наука давно уже определила и интуицию, и бессознательное (подсознательное) как форму сознания, до поры работающую подсознательно. Наивное представление о творческом процессе — создал образ в голове, затем воссоздал его в материале остался нам от времени не столь отдаленного, сколь памятного. В самом естественноисторическом процессе развития искусства необходимо находить ответы на такие вопросы, а не только в цитатах. Нам же важно сейчас отметить, что в данных произведениях деревянной пластики само дерево, как материал, участвует лишь номинально, определяя общие архитектонические особенности построения. На этой стадии своего развития она уже отошла от диалога с материалом. Материал полностью сохраняет свои качества и под росписью не утрачивает их. Как раз от этого и отталкивался в своем творчестве С. Д. Эрьзя. Он, строя диалог с материалом, оставляет не просто нетронутые куски дерева. В духе ранних народных взаимоотношений с материалом Эрьзя включает материал в образ, как его слово.