Что же касается Спасов в темнице, то среди них по сохранности, например, на первое место можно поставить Спаса из села Виндрея Торбеевского района. Сюжет Спасов в общем-то каноничен: это изображение сидящего в темнице Христа. На нем терновый венец, его истязают тюремщики, во все времена любители показать власть отданным им людям. У Спаса характерный для всей группы скульптур жест: правая рука подпирает голову, раскрытая ладонь почти касается щеки. Левая рука лежит поперек живота. Чресла окутывает повязка. Несмотря на то, что у всех скульптур этой группы одинаковый жест, все они совершенно разл..Что же касается Спасов в темнице, то среди них по сохранности, например, на первое место можно поставить Спаса из села Виндрея Торбеевского района. Сюжет Спасов в общем-то каноничен: это изображение сидящего в темнице Христа. На нем терновый венец, его истязают тюремщики, во все времена любители показать власть отданным им людям. У Спаса характерный для всей группы скульптур жест: правая рука подпирает голову, раскрытая ладонь почти касается щеки. Левая рука лежит поперек живота. Чресла окутывает повязка. Несмотря на то, что у всех скульптур этой группы одинаковый жест, все они совершенно различны по степени эмоциональной напряженности и даже семантики. Только неосведомленные люди могут утверждать, будто работа по готовым сюжетам и образцам, видите ли начисто зачеркивает оригинальность и талант. Если следовать этой странной логике, то куда же нам девать гениального Рублева, и гениального Шекспира, и гениального Гоголя, написавшего Ревизора и Мертвые души по готовым сюжетам, подаренным А. С. Пушкиным, как быть с Воскресением Льва Николаевича Толстого, написанным по готовому сюжету Кони? Или, может быть, Толстой, Бетховен, Медуза Эрьзи не замечательные, не оригинальные произведения? Но обратимся к скульптурам Спасов. Спас из Виндрея не только отлично сохранился как пластическое произведение. Уцелела вся его роспись. Это скульптура круглая, но в большой степени рассчитанная на обзор с одной стороны. Этим и обусловлен некий рельефный принцип пластики торса. Скульптура Спаса одновременно и несколько смущает нас своим натурализмом росписи. Но и в то же время привлекает наивностью живописной трактовки отдельных деталей. Тогда возникает смысл, возведенный в символ страдания но вот какой парадокс.