Скульптурные изображения ангела

Большая группа скульптур отнесена нами к сюжету Иоанн Креститель. Такое их число, вероятно, объясняется прежде всего тем, что христианизация пришла на мордовские земли несколько позднее, нежели в другие районы. Среди произведений этой группы выделяется Иоанн из села Виндрей Торбеевского района. Самое интересное, пожалуй, в этом образе лицо святого. Острый взгляд прищуренных глаз и своеобразная прическа так и напоминают какого-то старосту или просто небольшого в этом районе, в этом селе, с которого резчик и списал этот образ. И ни посох, частично сохранившийся, ни позолоченные облака не могут с..Большая группа скульптур отнесена нами к сюжету Иоанн Креститель. Такое их число, вероятно, объясняется прежде всего тем, что христианизация пришла на мордовские земли несколько позднее, нежели в другие районы. Среди произведений этой группы выделяется Иоанн из села Виндрей Торбеевского района. Самое интересное, пожалуй, в этом образе лицо святого. Острый взгляд прищуренных глаз и своеобразная прическа так и напоминают какого-то старосту или просто небольшого в этом районе, в этом селе, с которого резчик и списал этот образ. И ни посох, частично сохранившийся, ни позолоченные облака не могут стереть чисто земных черт Иоанна. Его торс выполнен как высокий рельеф, довольно правильно анатомически передающий сложение сильного мужчины в расцвете сил. Тем большее впечатление оставляет скульптура, изображающая отсеченную голову Иоанна на блюдце. Резчик очень точно передал тонкие, одухотворенные мыслью черты, он не передал ни ужаса смерти, ни ее следов. Словно живой Иоанн перед участниками пира, куда принесли по требованию танцовщицы голову пророка. А вот другой Иоанн по облику своему очень напоминает местного старика, уважаемого, не грозного, свойского в решении всех житейских проблем. И возникает пластическая повесть о делах житейских. Рядом с этим образом еще более сложным кажется голова Иоанна. Насильственная смерть не присутствует здесь в своем страшном или ужасном обличье. Тонкие черты лица спокойны и красивы. Именно красивы. И вот тут-то резчик и подстерегает зрителя: последний вспоминает именно о насильственной смерти. Ведь перед ним голова отсеченная! Автор произведения уберегся от натурализма, он сумел придать скульптуре подлинно символический смысл. Элементы декоративности лишь подчеркивают главное. В коллекции музея также есть и скульптурное изображение ангела с крыльями и рельефов Николая Можайского, херувимов. Одни из них более позднего времени, другие несколько раннего производства. Однако все они свидетельствуют о значительном смысле.