Функции культовой деревянной скульптуры

Стоит напомнить и о замечании историка В. О. Ключевского, который говорил о том, что народное двоеверие есть результат слияния русского язычества и православия с верованиями и обрядами финского населения Волго-Окского междуречья. Это положение интересно еще и тем, что историк подчеркнул отсутствие между ними непримиримой противоположности. Таким образом возникает проблема взаимовлияния двух систем мифологии, может быть, просто обрядности, но, во всяком случае, своеобразного поэтического представления о мире с отражением его в эстетической функции культовой деревянной скульптуры. Не замечать эт..Стоит напомнить и о замечании историка В. О. Ключевского, который говорил о том, что народное двоеверие есть результат слияния русского язычества и православия с верованиями и обрядами финского населения Волго-Окского междуречья. Это положение интересно еще и тем, что историк подчеркнул отсутствие между ними непримиримой противоположности. Таким образом возникает проблема взаимовлияния двух систем мифологии, может быть, просто обрядности, но, во всяком случае, своеобразного поэтического представления о мире с отражением его в эстетической функции культовой деревянной скульптуры. Не замечать этого взаимовлияния просто ненаучно. И самое-то печальное все это никак не обогащает ни историю, ни культуру ни того, ни другого народа. Естественно, что в таких условиях сразу же ставят вопрос о национальной характерности, своеобразии и пластического языка и тематики и других слагаемых. Вопрос этот весьма сложен прежде всего потому, что не найдены достаточно убедительные критерии национального своеобразия. Оно чаще всего лишь декларируется, основываясь лишь на каких-то интуитивных и вообще неопределенных ощущениях. Рассматривая наше собрание деревянной скульптуры, невольно проникаешься симпатией к неведомым авторам, протянувшим нам руку через столетия. Это был добрый, работящий народ, смекалистый и насмешливый, трудолюбивый и правдолюбивый. Его пластическое мышление питалось народными представлениями о красоте и добре, его возвышенный строй мыслей проникал далеко за неприглядную действительность и согревался надеждой, что золотой век не позади, не на небе, а впереди, там, где идет народ по своему нелегкому пути, там, где торжествуют истина, добро и красота: И он — автор — по мере сил своих споспешествовал движению к этой мечте. Скажем ему спасибо. Ежегодно на республиканских выставках, организуемых домами народного творчества Министерства культуры МАССР и художественной самодеятельности областного совета профсоюзов, современные народные резчики Мордовии выставляют свои произведения.